Мосты культуры – мосты дружбы. Журнал "Мы вместе"
Музыку можно назвать универсальным языком человеческой культуры. Ведь она позволяет народам, обмениваясь чувствами и эмоциями, понимать друг друга практически без слов. А понимание – это первый и самый главный шаг к преодолению отчужденности и недоверия, к взаимопониманию, которое становится основой для уже более теплых, дружеских отношений.
Проведение фестивалей и концертов народных фольклорных ансамблей является одним из направлений деятельности для Санкт-Петербургского Дома национальностей. Благодаря этому творческие любительские коллективы, созданные при национальных культурных объединениях (НКО), получают возможность выйти на большую сцену и познакомить жителей Северной столицы с красотой и многообразием традиций своих народов.
Для Петербурга – культурной столицы России – стало доброй традицией ежегодно проводить Фестиваль национальных культур «Славянская ярмарка» и Фестиваль любительских коллективов НКО «Возьмемся за руки, друзья». При поддержке Дома национальностей фольклорные коллективы активно участвуют в весеннем празднике «Масленица», праздничных концертах посвященных Дню России и Дню народного единства и других массовых мероприятиях.
Почти в каждом национальном культурном объединении есть свой фольклорный ансамбль. В их числе ансамбль «Марий сем», созданный Санкт-Петербургской общественной организации «Общество марийской культуры «Илем», и ансамбль «Парне», созданный Чувашской национально-культурной автономии города Санкт-Петербург.
Примечательно, что оба творческих коллектива ведут отсчет своей истории с 2006 года. Причем, дебютом и для «Марий сем», и «Парне» стало участие в VII фестивале «Возьмемся за руки друзья», организованном при поддержке Санкт-Петербургского Дома национальностей.
Ансамбли «Марий сем» и «Парне» являются любительскими коллективами. Однако, вступают они всегда на высоком профессиональном уровне!
Характерно, что сценические костюмы обоих коллективов являются не стилизацией «под старину», а точной копией традиционных одеяний народов мари и чувашей. Артисты принципиально избегают каких-либо упрощений, стараясь добиться полной аутентичности в нарядах, в которых выходят на сцену.
На концертах ансамблей «Марий сем» и «Парне» звучат самые разнообразные песни богатого народного фольклора: молодежные, рекрутские, застольные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни-предания, песни-сказания. Музыканты стараются не повторяться и, как только удается найти время, стараются к очередному выступлению разучить новые мелодии, новые песни, новые танцы. Благодаря этому даже тем, кто уже однажды побывал на их выступлениях, всегда интересно снова прийти на концерт.
Марийские мелодии на берегах Невы
Название ансамбля «Марий сем» в переводе означает «марийская мелодия» или «марийская песня». Этот коллектив легко узнать по белоснежным, расшитым красными узорами вышивок национальным костюмам. По словам художественного руководителя фольклорного ансамбля «Марий сем» Дениса Михеева, именно белый цвет – самый любимый у народа мари.
– Многие из нас еще застали то время, когда в марийских селах и деревнях носили традиционные одеяния, – рассказывает Денис Михеев. – В конце 70-80-х годов мужчины даже старшего возраста преимущественно ходили в «городской», общегражданской одежде. Не говоря уже о молодежи. Однако, наши бабушки по прежнему донашивали доставшиеся по наследству белые домотканые рубахи, платья, кафтаны, покрытые нарядными красными вышивками и узорами.
Нам всем очень хотелось бы сохранить эту и многие другие традиции народа мари. Поэтому готовясь к первому выступлению мы очень тщательно подбирали сценическую одежду. Что-то шили сами, что-то заказывали в мастерских, а кому-то удавалось даже найти самый настоящий, сшитый едва ли не век назад кафтан или, скажем, рубаху.
Мы старались соблюсти все мельчайшие детали, вплоть до орнаментов вышивок, которые участники нашего коллектива также делали вручную. Так, например, для постановки свадебного танца нам срочно потребовались две лисьих шапки – традиционный головной убор мариек-невест. Достать шапки не получилось, пришлось тогда шить самим. Все это доставило нам массу хлопот, но зато мы смогли осуществить свою мечту и на первом же выступлении «Марий сем» показать зрителям настоящий марийский народный праздник.
Иногда на наших концертах выступают не только марийцы, проживающие сегодня в Петербурге и Ленобласти, но и гости из Марий Эл, а также – из других регионов, на территории которых издавна жил наш народ. Гости всегда стараются привезти с собой еще домотканые, сохранившиеся с давних времен одеяния.
Однажды мне посчастливилось выступать в Петербурге вместе с моей мамой. Она знает множество народных песен и специально приехала к нам из села Мари-Турекского района Республики Мари Эл, где, кстати, активно участвует в выступлениях местного фольклорного коллектива. В своем роскошном старинном народном одеянии мама просто украсила наш концерт!
Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. В песнях марийцы поэтично воспевали свой родной край и его природу, выражали чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали всю трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды.
Все песни исполняются исключительно на марийском языке. Если точнее, то преимущественно на восточно-луговом диалекте, который наиболее распространен.
Есть в программе «Марий сем» и медленные песни, и задорные плясовые, и хороводные, и частушечные, и чисто инструментальные. Конечно, наиболее разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.
Каждую песню или инструментальную композицию ансамбля «Марий сем» обязательно сопровождает танец. Как рассказал Денис Михеев, в этом и заключается одна из особенностей творчества народа мари, где песня и танец всегда существуют вместе.
В основном составе ансамбля «Марий сем» не более десяти человек. В их числе, гармонист, барабанщик, двое гусляров (точнее, гуслярш), две танцевальные пары и подпевки. Поют при этом все участники команды.
К слову сказать, девушки-гусляры пришли в «Марий сем» сравнительно недавно – весной 2011 года. Это позволило коллективу не только усилить звучание своих композиций, но и показать петербургским зрителям настоящие марийские гусли.
Марийские гусли (у луговых мари они назывались кусле, а у горных – карш) по форме немного напоминают трапецию. По сравнению с русскими звончатыми гуслями у марийских почти вдвое больше струн и шире звуковой диапазон. На этом щипковом инструменте можно играть и сидя, и стоя, и даже во время ходьбы.
На концертах «Марий сем» можно услышать и барабаны (тумыр), и тростниковую флейту (шиялтыш), и волынку из бычего пузыря (шувыр), и деревянные трубы (пуч).
Гармонь, впрочем, ничем не отличается от аналогичных русских – тульских, шуйских двухрядок. Ведь гармонь появилась в России лишь в XIX веке и мари почти одновременно с русским и другими народами нашей страны освоили этот инструмент.
Наряду с городскими концертами и фестивалями, коллектив «Марий сем» участвует в проведении марийских календарно-обрядовых праздников: Агавайрем – праздник пашни, плуга, начала весенних полевых работ; Пеледыш пайрем – праздника цветов; Шыже кумалтыш – праздник завершения уборки урожая, окончания осенней страды.
Труд крестьянина-пахаря испокон веков почитался народом мари. Поэтому началу или завершению наиболее значимых этапов возделывания земли был посвящен свой праздник. Сегодня эти песни, родившиеся в Волго-Вятском междуречьи, звучат и на земле Невского края.
Наша справка
Марийцы – народ финно-угорской группы, основной территорией проживания которого является междуречье Волги и Ветлуги.
Принято выделять три исторически сложившихся основных группы народа мари:
- горные марийцы, проживающие на правом и частично левом берегу Волги на западе Республики Марий Эл и в соседних регионах;
- луговые марийцы, населяющие Волго-Вятское междуречье и составляющие большинство народа мари;
- восточные марийцы, которые в исторической ретроспективе представляют собой потомков переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье.
Марийский народный костюм
Традиционный костюм марийцев – как у мужчин, так и женщин – состоит из рубахи, штанов, кафтана, пояса, головного убора и обуви. Однако, женский наряд сложнее. Его отличают и большее разнообразие предметов и украшений, и богатство рисунков орнамента, и более тонкая выделка.
Основной элемент одежды – белая нательная рубаха (тувыр) туникообразного покроя. Раньше и мужчины, и у женщины носили длинные рубахи ниже колен. Однако, со временем мужской тувыр стал короче и уже к началу XX века едва достигал середины бедра. Разрез на груди рубахи скреплялся нитяными завязками.
Вышивку (тяр) на рубахах принято размещать у ворота и грудного разреза, на спине, обшлагах рукавов и подоле. Считалось, что вышивка на краях одежды защищает ее владельца от болезней и сглаза.
Традиционно вышивка выполняется красными шерстяными или шелковыми нитками разнообразных оттенков: от темно-красного до почти коричневого. Нередко праздничные рубахи дополнительно украшались монетами и тесьмой. Восточные мари шили рубахи не только из холста, но и пестряди (домотканая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток).
Рисунки вышитых орнаментов на рубахах и других элементах народной марийской одежды в прежние времена были настолько разнообразны, что буквально с одного взгляда можно было сразу определить из какой губернии происходит ее хозяин или хозяйка. Кроме того, орнаменты могли «рассказать» о возрасте и социальном статусе марийца. Хотя сегодня, конечно, чаще встречаются вольные импровизации.
Штаны (йолаш) обычно шились из домашнего белого холста. Важной деталью одежды всегда был пояс (яштц), к которым подвешивались кошельки для денег, мешочки для хранения каких-то полезных мелочей, а также различные привески-обереги.
Особенно празднично выглядели женские пояса, украшенные богатой вышивкой, бисером, серебряными монетами, кистями, бусами, пуговицами. Непременным атрибутом наряда марийки являлся передник (ончылшовыч).
Верхняя одежда в традиционном костюме марийцев – это кафтан. Летом носили легкие распашные кафтаны (шовыр), осенне-весенней порой – более теплые (мыжер). А зимой переходили на шубы из овчин, окрашенных в красноватый, красновато-коричневый или черный цвета.
Голову марийцы обычно покрывали валяными шляпами (теркупш) различной формы. Однако с конца XIX века они практически повсеместно перешли на фуражки. Зимой одевали шапки (упш) с овчинным околышем, либо ушанки из овчины и сукна.
Особенным разнообразием отличались женские и девичьи головные уборы, указывавшие на возраст и общественное положение их владелицы.
Замужние женщины носили очень сложные, составные уборы. Например, женщина сначала покрывала голову шарпаном – длинным (до 2х метров!) полотенцем, богато украшенным вышивками и тесьмой по краям. Затем к шарпану металлическими заколками крепился нашмак – узкая полоса холста с вышитыми орнаментами.
Популярны были и высокие красные шапки, богато украшенные монетами. Такая шапка представляла собой обтянутый кумачом берестяной или кожаный остов высотой до40 см. Сзади к ней приделывалась длинная светлая полоска ткани, крепившаяся к поясу.
От русского населения марийки переняли «сороку», дополнив ее своими народными орнаментами. «Сорока» состояла из очелья (на твердой берестяной или кожаной основе), к которому с боков пришивали завязки или «крылья». Конец головного убора, одевавшегося на холщовую шапочку – волосник, спускался на плечи.
Зимой марийки одевали высокие шапки (упш) с суконным красным верхом и меховой опушкой. Луговые марийки предпочитали лисью опушку (такие шапки было принято одевать и на свадебных церемониях), а горные марийки – опушку из бобра.
Девушки покрывали голову повязкой-венцом, украшенной бисером и монетами. Некогда бытовала и полусферическая шапочка (такия), со временем ставшая элементом наряда невесты у восточных мари.
Конечно, в повседневной жизни марийцы одевались проще. По крайней мере их верхняя одежда была обычно черных или темных – не марких цветов. Однако на праздниках марийцев всегда можно было отличить по нарядным белым одеждам с яркими красными вышивками и орнаментами.
Подарок из «ста тысяч чувашских песен»
В Северной столице музыку, песни и танцы чувашского народа можно услышать на концертах фольклорного ансамбля «Парне». В переводе с чувашского «парне» означает «подарок», «сюрприз». И действительно, выход артистов на сцену в праздничных, богато украшенных национальных костюмах красных и белых цветов, способен украсить любой концерт!
– Многие участники нашего коллектива выступали на петербургской сцене и ранее, в составе чувашского народного ансамбля «Нарспи», – рассказывает художественный руководитель ансамбля «Парне» Татьяна Ильина. – Однако, в 2006 году было решено провести реорганизацию и создать новый ансамбль, получивший имя «Парне».
Название «Парне» полностью отражает концепцию ансамбля. Ведь наши выступления – это наш подарок петербургским зрителям! Свою миссию мы видим в том, чтобы показать на берегах Невы чувашскую народную музыку, танцы, праздники и, конечно, национальные костюмы. Тем более, что народное песенное творчество позволяет нам постоянно расширять и обновлять наш репертуар.
Говорят, что в нашем краю сто тысяч песен! Есть веселые, быстрые песни, под которые можно танцевать и водить хороводы, справлять свадьбы и встречать дорогих гостей. Есть и частушки, и плясовые, и более медленные, лирические песни о любви и о жизни. А иной раз бывает очень тяжело на душе, или возникает какая-то сложная житейская ситуация – и тогда слова по особому складываются, и музыка серьезной становится. Конечно, такие песни тоже есть в нашем концертном репертуаре.
Из поколения в поколение наш народ поет красивые старинные песни, сложенные еще в незапамятные времена. Ведь песни, музыка, танцы не только объединяют чувашский народ, но и делают его культуру ближе, понятнее, можно даже сказать роднее другим народам, имеющим собственные культурные традиции. Поэтому наш ансамбль «Парне», привезя песни с далеких волжских берегов, старается продолжать в Санкт-Петербурге эту замечательную традицию.
Чувашскую музыку отличает богатство инструментов. Особенно духовых. Так сугубо национальными инструментами являются: шапар – волынка из бычьего пузыря, сарнай – волынка из козьей кожи, тутут – пастуший рожок, шахлич – дудка.
Шапар (в переводе это слово так и означает «пузырь») считается одним из наиболее древних духовых инструментов чувашей. Бычий пузырь, используемый в качестве воздушного резервуара, играет здесь ту же роль, что и меха для нагнетания воздуха у гармошки.
Струнные инструменты в чувашской традиции представляют: кесле – гусли, серме купас – скрипка, тамра – домра, которая чем-то сродни русской балалайке. Особенно любимы чувашами гусли-кесле, на которых обычно играют плясовые песни.
Среди ударных народных инструментов стоит отметить параппан – он же барабан, ханкармалла параппан – бубен, тренчел или чан-чан – треугольник. Есть также клавишный инструмент хут купас, напоминающий русскую гармонику.
Коллектив ансамбля «Парне» старается по возможности использовать все многообразие народных инструментов. На его выступлениях звучат хут купас (гармонь), серме купас (скрипка), шапар (волынка). Ритм задают один или несколько параппанов (барабанов) различного тембра и звучания. Также исполнители акомпонимируют себе погремушками, трещотками, ложками.
Некоторые инструменты музыканты изготавливают своими руками. Также самостоятельно они шьют и красивые сценические костюмы, стараясь при этом максимально точно следовать народным традициям.
Наряды, в которых артисты «Парне» выходят на сцену, выполнены в любимых у чувашей красных и белых цветах. Как объяснила Татьяна Ильина, эти цвета не просто отвечают эстетическому восприятию чувашского народа, но исполнены философского смысла.
По ее словам, красный цвет символизирует жизнь, а белый – чистоту души, чистоту сердца. При этом черный, желтый и другие цвета, которые также встречаются в чувашских костюмах, играют роль дополнительных и чаще используются в вышивках и орнаментах.
Особенно прекрасны женщины-чувашки в белых и красных одеяниях, со шлемовидными головными уборами, которые расшиты бисером и серебряными монетами!
Эти шапочки, которые называются тухья и хушпа, придают им не только яркий, запоминающийся, но и немного грозный, если не сказать воинственный облик. Сразу всплывают в памяти легенды о воительницах-амазонках, которые, если верить народным преданьям, были далекими предками современных чувашей.
А когда женщины танцуют, монеты издают мелодичный перезвон, который вносит дополнительную, довольно нежную тональность в исполняемую музыкальную композицию.
Конечно, коллектив ансамбля «Парне» активно участвует в проведении народных праздников и обрядов, связанных с календарем сельских работ.
Весной чуваши отмечают Акатуй – праздник, посвященный началу полевых работ. В старину было принято начинать праздновать Акатуй перед выходом в поле и завершать уже после окончания сева яровых. Говоря об этой традиции, Татьяна Ильина образно назвала Акатуй «свадьбой земли и плуга».
Поздней осенью, на пороге зимы, чуваши отмечают Кер сари – праздник, посвященный завершению уборки урожая. В переводе название праздника звучит как «девичье пиво» или «девичий пир». Как правило, в эти дни варили молодое пиво из свежее собранного зерна и отмечали окончание полевой страды веселыми песнями и танцами. Также осенью в селах начинали играть свадьбы.
Наша справка
Чуваши – народ суваро-булгарского происхождения, проживающий в Среднем Поволжье.
В составе чувашского народа принято выделять три исторически сложившихся группы:
- верховые чуваши, проживающие вверх по Волге – на северо-западе Чувашии;
- средненизовые чуваши, которые заселяют преимущественно север и северо-восток Чувашии;
- низовые чуваши, т.е. живущие вниз по течению Волги – на юге Чувашии и в соседних поволжских регионах.
Чувашский народный костюм
Главные цвета чувашской одежды – белый и красный. Основой мужской и женской одежды является белая туникообразная рубаха (кепе) из цельного полотна, перегнутого пополам. В боковины обычно вшивались прямые вставки или клинья, благодаря которым рубаха расширялась книзу. Рукава пришивались под прямым углом.
Женщины носили длинные рубахи с центральным разрезом на груди. Вышитые узоры располагались по обеим сторонам груди и рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. В цветовой гамме узоров, контур которых часто выполнялся черными нитками, преобладал красный – различных тонов и оттенков. В особенно богатых вышивках его дополняли зеленый, желтый и темно-синий цвета.
Убранство женской праздничной рубахи довершали нагрудные розетки или медальоны (кеске), а также ромбовидные фигуры (сунтах) из красных домотканых или ситцевых лент. Поверх рубахи повязывали передник (черситти) из белого холста с красным вышитым орнаментом, или из красной, синей, зеленой пестряди.
Мужские рубахи были гораздо короче женских. Да и орнаментировались, конечно же, более скромно. Разрез на груди, который было принято делать правосторонним, украшался полосками вышитого узора. Иногда узоры дополнялись красными лентами. Обычно мужчины подпоясывали рубаху узорчатым поясом с кистями концами.
В состав традиционного мужского костюма также входят холщевые штаны (йем), которые скрепляются на талии шнурками. В качестве верхней одежды мужчины носили длинный распашной кафтан (шупар).
В зимнее время гардероб дополняла теплая одежда – шуба (керек) или тулуп (талап) из овчины домашней выделки.
Летом мужчины носили войлочные черные и белые шляпы (ялккас), зимой – шапки (сёлёк) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом. Иногда переднюю часть шапки украшали одной или тремя серебряными монетами, которые символизировали солнце.
Женщины-чувашки также носили штаны, а поверх платья надевали долгополый шупар со сборками чуть выше талии. Иногда они одевали особую одежду пустарла шупар – сшитый из ткани двух цветов (красной до талии и черной ниже талии) кафтан, богато украшенный серебряными и золотыми галунами, а также цветными нашивками. Осенью и весной чувашки носили шерстяные кафтаны темных расцветок (сахман), а зимой – приталенные сборчатые шубы (керек).
Украшения были неотъемлемой частью женского костюма. Это и ожерелья (шарса), и серьги (алка), и шейные украшения из монет (суха), и нагрудные украшения (ама), и носившиеся через плечо перевязи (тевет), и наспинные украшения (пухыса), и подвески к поясам (сара). Они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури, тесьмы и кумача. На пояс также вешались кошельки (енчeк) для монет и зеркальца (тeкeр).
Женские головные уборы отличались разнообразием и изяществом. В обычные дни девушки носили льняные и посконные платки, а замужние женщины покрывали голову сурпаном – белой полосой тонкого холста с вышитыми орнаментами и обшитыми тесьмой концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины.
На праздниках девушки одевали шлемовидные шапочки (тухья), расшитую бисером и бусинками, и украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Чаще всего монеты нашивались на матерчатую основу чешуеобразно в 2-5 рядов, реже – ровными рядами. Обычно тухья имела еще и остроконечный верх-шишак, нередко выполнявшийся из олова.
Выйдя замуж чувашки сменяли девичьи шапочки-шлемы на богато украшенные женские шапки – хушпу. Обшитая бисером и монетами хушпа во многом напоминала тухью, но в отличие от последней имела вид открытого усеченного конуса. Сзади к ней пришивался длинный «хвост» (хуре), который украшался бисером, монетами, тесьмой.
С особым старанием мастерицы выполняли подвески из монет, свободно свисающие с обоих боков женских и девичьих головных уборов – хушпу и тухья. Чем тяжелее, разнообразнее в узорах и сочетаниях цветов были украшения головного убора, тем богаче и искуснее считалась его хозяйка.
Монеты старались подбирать не только по размеру, но и звучанию. Благодаря свободному креплению монеты в подвесках могли издавать мелодичные звуки и когда десятки девушек и женщин танцевали или водили хороводы на весенние и летние праздники, вся округа наполнялась праздничным, переливающимся серебряным звоном!
В нашем городе, который отнюдь не случайно называют культурной столицей России, работает много любительских и профессиональных фольклорных коллективов. Сегодня мы рассказали только о двух из них.
Остается добавить, что оба ансамбля – и марийский «Марий сем», и чувашский «Парне» – открыты для каждого, кто любит музыку, песни и танцы своего народа, и хотел бы попробовать свои силы на петербургской сцене.
Подготовил Сергей Дмитриев